Маркетинг в поисковых системах (Search engine marketing, или SEM) является одной из форм продвижения в интернет, который старается поднять позиции сайта, увеличивая их видимость поисковыми системами (Янедекс, google, rambler, и т.д.). Согласно Организации профессионалов поискового маркетинга (Search Engine Marketing Professional Organization), методы SEM включают в себя: Поисковая оптимизация (SEO), покупка ссылок, продажа ссылок. В иных изданиях (такие как: New York Times) определяют SEM как практику купли продажи выдачи поисковых систем.
Структура рынка: В 2006 году американцы истратили 9,4 миллиарда долларов на поисковый маркетинг, что на 62 процента больше чем в 2005 году и на 750 процентов больше чем в 2002 году. Наиболее крупными поставщиками SEM услуг являются: Google AdWords, Yahoo! Search Marketing и Microsoft adCenter. Начиная с 2006 года и по сегодняшний день, SEM растет быстрее, чем традиционная реклама и любые другие виды рекламы в сети.
История: Т.к. начиная с середины 90-х годов бум роста количества сайтов в интернете, то сразу же возникла нужда в поисковых системах. Поисковые машины в дальнейшем стали создавать бизнес модели для финансирования своей работы. Так в 1996 году появилась программа контекстной рекламы Open Text, а в 1998 году Goto.com. Goto.com переименован в Overture и в 2003 году она была приобретена Yahoo! и на данный момент предлагает платный поиск для рекламодателей при помощи Yahoo! Search Marketing. Google аналогично стал предлагать рекламные объявления (контекстную рекламу) на поисковых страницах в 2000 году через программу Google AdWords (в Россия самый популярный сервис yandex.direct). К 2007 году данная этот вид рекламы стал приносить главный доход компании Google.
Термин "Маркетинг в поисковых системах" (поисковый маркетинг, Search Engine Marketing) впервые был предложен Дэнни Салливаном в 2001 году, для того, чтобы описать спектр действий, которые используются SEO, управлением платной выдачей поисковых систем, прогон сайтов по каталогам и создание маркетинговой стратегии для бизнесменов, организаций и физических лиц.
Не обошлось и без споров применения платного поиска рекламы (контекстной рекламы), из-за того, что поисковики размещают на своих страницах результат оплаченной рекламы, в связи с этим проводилось большое количество различных исследований и опросов.
Поисковые системы с программой SEM: • Google • Yahoo! • Microsoft Live • Ask.com • Baidu - Китай • Rambler - Россия • Yandex - Россия • Timway - Китай